Специалисты Коллегии Экспертов и Оценщиков антиквариата начинают свою новую рубрику статей под названием «История одного старинного предмета». Первой статьей будет история одной старинной фотографии из мемориального архива квартиры С. М. Эйзенштейна. Автор фильма — Наум Ихильевич Клейман специалист по творчеству С. М. Эйзенштейна. Режиссер и оператор В. В. Беланов.
Портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда, учителя Сергея Михайловича Эйзенштейна, висел в квартире на Потылихе, на боковой стенке стеллажа при переходе из кабинета в библиотеку. Некоторые люди, приходившие к Сергею Михайловичу, вздрагивали, когда видели этот портрет. После 1940 года не принято было держать открыто, на стенах, фотографии людей, которых назвали «врагами народа» и которые погибли в застенках КГБ.
В 1936 году, когда над Мейерхольдом еще не грянула гроза, он подписал свой портрет специально для С. Эйзенштейна. Дарственную надпись можно увидеть на белом воротничке: «Горжусь учеником, уже ставшим мастером. Люблю мастера, уже создавшего школу. Этому ученику, этому мастеру – Сергею Эйзенштейну, мое поклонение».
Мейерхольд не любил слово «гений». Он предпочитал слово «мастер». Мастер для него было более высокое звание, чем гений и «прочие идеалистические наименования». Из всех своих учеников звание «мастера» Всеволод Эмильевич передал именно Сергею Михайловичу Эйзенштейну.
У них были трудные отношения. Сергей Михайлович многому научился у Мейерхольда, и в то же время, так же, как и родного «папеньку», он с трудом переносил Всеволода Эмильевича за деспотичный, «коварный» и порой очень властный характер. И тем не менее, для него это был подлинный образец в искусстве и в жизни.
В 1941 году, когда началась война, падчерица Мейерхольда, дочь Сергея Есенина Татьяна позвонила Сергею Михайловичу и сказала, что у них хранится часть архива — бумаги арестованного отчима, которые НКВД не успела реквизировать. Она боялась, что бумаги сгорят при бомбежках, и обратилась к Эйзенштейну с просьбой помочь их спасти. Ни секунды не сомневаясь, Сергей Михайлович взял «полуторку», они приехали на дачу семьи Мейерхольда, и вывезли на дачу Эйзенштейна все, что осталось от Всеволода Эмильевича. Там были письма великого деятеля культуры, разработки авторских статей и спектаклей, бесценные материалы по биомеханике, а также схема тайника, спрятанного в бюро, в котором хранились фото Мейерхольда и другие материалы, помеченные на схеме тремя заглавными буквами «А» и подписью: «Без маскарада». Без преувеличения, в ящиках старого бюро лежали бесценные материалы для истории русской культуры.
Когда Сергей Михайлович умер, некоторые люди, которым нежелательно было знать о таких секретах, все-таки выяснили, что архив Мейерхольда попал к жене Эйзенштейна – Пере Аташевой. Тогда она сама позвонила в Российский государственный архив литературы и искусства и попросила взять бумаги Мейерхольда на закрытое хранение, запретив прикасаться к ним в течение 25 лет. Когда к ней явились агенты секретных служб и, угрожая арестом, заявили, что она должна отдать архив «врага народа», она показала им расписку государственного архива. Изъять бумаги оттуда не получилось даже у спецслужб, таким образом, материалы Мейерхольда были спасены и дошли до нашего времени.
Экспертная оценка старинных фотографий
За много лет работы на рынке компания «Коллегия экспертов и оценщиков антиквариата» приобрела репутацию профессионального, опытного, обладающего должными знаниями, а также надежного партнера. Если вы хотите получить оценку старинной фотографии в Москве или другом городе нашей страны – обратитесь к нам! Наши специалисты обладают всем необходимым опытом, профессионализмом и знаниями.