Специалисты Коллегии Экспертов и Оценщиков антиквариата продолжают свою рубрику статей историей о старинном складне. Темой второй статьи будет история еще одного предмета из мемориального архива квартиры С. М. Эйзенштейна. Автор фильма — Наум Ихильевич Клейман специалист по творчеству С. М. Эйзенштейна. Режиссер и оператор В. В. Беланов.
На полке в квартире Эйзенштейна стоит складень с двумя фотографиями. Он сохранился с 10-х годов прошлого века. На правой фотографии – действительный статский советник Михаил Осипович Эйзенштейн, слева – ученик реального рижского училища Сергей Михайлович Эйзенштейн с собакой Тойкой, его самым близким другом в детстве. Нам известно, что Сергей Михайлович, с одной стороны, обожал «папеньку» и во всем на него ровнялся, но одновременно Эйзенштейн пишет в своих мемуарах, что отец был для него символом деспотизма: «Папа – тиран XIX века, который зажился в веке XX-м». При этом мы не должны сбрасывать со счетов влияние его отца, который передал ему дар рисования, умение организовать пространство, потрясающее чувство ритма, потому что папенька был чрезвычайно успешным архитектором в Риге, «самого дикого стиля модерн», как писал сам Эйзенштейн.
Сергей Михайлович, который принадлежал другому поколению, был поклонником конструктивизма, сторонником отсутствия украшений и излишеств. Он, конечно, немало потешался над архитектурными фасадами своего отца, где буквально раздираемые страстями маски и мифологические существа ярко демонстрировали вкусы буржуазии начала XX века. Михаил Осипович Эйзенштейн много путешествовал, запоминал, копировал. Человек увлекающийся, он порой доводил изначальные варианты до предела, почти что абсурда, смело экспериментируя с образцами архитектуры стиля модерн «art nouveau». Надо признать, что у Сергея Михайловича Эйзенштейна, по его собственным словам, остался след «папенькиного накрута». У него было своеобразное «дерзновение», так как такого рода стиль только начинался, и отец Сергея Михайловича был одним из самых пламенных его адептов. Михаил Осипович считал, что здание – это не только место для жилья, но и постоянный праздник, постоянный карнавал.
В квартире Эйзенштейна хранится еще одна уникальная фотография. На ней Сергей Михайлович – уже студент Петроградского Института гражданских инженеров, который окончил и его отец, готовый к карьере архитектора, строящего богатые «буржуазные» дома. Эта фотография символизирует все, от чего Эйзенштейн отказался, уходя «в революцию». Для него лично революция означала свободу, в том числе и освобождение от власти папеньки.
В 1918 году, когда власть в Риге ненадолго захватили большевики, Михаил Осипович уехал в Эстонию, в город Юрьев, и вызвал туда сына, который в тот момент находился на фронте. Он уговаривал его поехать с ним в Берлин, но Сергей Михайлович отказался.
Последние годы жизни папенька провел в Берлине с новой супругой, страдая и скучая по сыну. Скончался Михаил Осипович в 1920 году. Сергей Михайлович Эйзенштейн думал, что это случилось в тот самый день и в тот самый час, когда он принял решение бросить архитектуру и уйти в искусство.
Экспертная оценка старинных предметов быта
За много лет работы на рынке компания «Коллегия экспертов и оценщиков антиквариата» приобрела репутацию профессионального, опытного, обладающего должными знаниями, а также надежного партнера. Если вы хотите получить оценку старинной фотографии в Москве или другом городе нашей страны – обратитесь к нам! Наши специалисты обладают всем необходимым опытом, профессионализмом и знаниями.